Итоги исполнения областного бюджета за 2012 год
На предстоящем заседании Костромской областной Думы 18 июня 2013 года будет рассмотрен отчёт об исполнении областного бюджета за 2012 год, представленный администрацией Костромской области. Предварительно этот вопрос был вынесен на обсуждение в бюджетном комитете. Из отчёта следует, что расходы в 2012 год были установлены в объеме 22 338,8 млн. рублей, а фактически исполнены на 19 875,7 млн. рублей, что ниже плана на 2 463,1 млн. рублей.
При этом доходы областного бюджета выполнены в полном объеме. Так, объем доходов областного бюджета составил 19 911,6 млн. рублей, с ростом к прошлому году на 1 388,8 млн. рублей, или 7,5%. Объем собственных налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов областного бюджета составил 58,8 %. Таким образом, фактически областной бюджет исполнен с профицитом, то есть превышением доходов над расходами, в сумме 36 млн. рублей.
Депутат областной Думы Максим Гутерман: «С одной стороны, это хорошо, что фактически отсутствует дефицит областного бюджета. С другой стороны, остались не профинансированы значительные расходы. Резонно спросить: Почему? Или эти расходы не нужны, или, не сделано что-то необходимое для развития области. На этот вопрос я просил ответить департамент финансов Костромской области. Но так и не получил полного ответа.»
На конец 2012 года общая сумма просроченной задолженности составила 772,2 млн. рублей. Вот основные отрасли, которые в прошлом году не были профинансированы в полном объеме:
•департамент здравоохранения недополучил 1 392,7 млн. руб., в основном, по программе «модернизация здравоохранения»;
•департамент АПК был профинансирован на 86,4 %, почти 12 млн. рубле не получила программа «Социальное развитие села» и 15 млн. не потрачено на развитие молочного скотоводства;
•департамент ЖКХ – исполнение бюджета на 91,1%, недополучил – 4,2 млн.руб.,
•департамент строительства – 193,6 млн. руб., в том числе по программе «Чистая вода» – 94,3 млн. руб.,
•департамент транспорта профинансирован на 85,4%
Отдельно стоит отметить расходы дорожного фонда. Его общий утвержденный бюджет, в прошлом году составил 1798,9 млн. рублей. Фактически поступило в дорожный фонд – 1959,3 млн. рублей. Это на 160,5 млн. рублей больше, чем было запланировано. А вот дорожные работы, в прошлом году, были выполнены на общую сумму 1 310,04 млн. рублей. Заплатили дорожникам – 1 122,43 млн. рублей. В результате, перед предприятием «Костромаавтодор» сформировалась задолженность в сумме 244,79 млн. рублей. То есть фактически в 2012 году исполнение по дорожному фонду составило 57,3% от годового исполнения по доходам дорожного фонда. Другими словами деньги на ремонт и строительство дорог в бюджете были, но их на дороги не израсходовали. Почему? Нечего больше ремонтировать?
Эти вопросы звучали на заседании бюджетного комитета. Депутаты поддержали предложение Максима Гутермана включить в решение Думы следующие пункты:
- отметить фактическое не полное выделение ассигнований на поддержку дорожного хозяйства в рамках дорожного фонда;
- рекомендовать администрации Костромской области проводить финансирование работ в рамках дорожного фонда в полном объеме поступающих средств.
Следующий вопрос депутата Максима Гутермана касался распределения финансовой помощи из областного бюджета муниципальным образованиям. Общий объем средств, передаваемый муниципальным образованиям, по итогам 2012 года составил более 2 млрд. рублей.
Из них дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований составили 802 млн. рублей. Эти средства распределяются среди муниципалитетов исходя из социально-экономических показателей, среди которых количество жителей, количество объектов социальной сферы, нормативы расходов на ту или иную деятельность.
Большую же часть составили дотации на сбалансированность местных бюджетов -1219 млн. рублей. И вот уже эти средства распределялись в отсутствие законодательно установленного порядка, утвержденного администраций области, что противоречит нормам статьи 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 15.2 Закона области «О межбюджетных отношениях в Костромской области». Причем, объем этих средств превосходит в полтора раза объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Поэтому трудно оценить их обоснованность, целесообразность и справедливость распределения.
Максим Гутерман предложил при формировании областного бюджета на 2014 год предусмотреть увеличение общего объема средств, направляемых в местные бюджеты в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, в том числе возможность замены части дотаций – дополнительными нормативами от налогов и сборов, поступающих в областной бюджет. Данное предложение также было включено в решение бюджетного комитета.